Королева намеренно не упоминает об алмазных подвесках, но обе Анны помнят, что именно на том портрете в уборе с королевскими лилиями она была изображена в алмазных подвесках, однако нечего делать на них акцент, вызывая ненужные подозрения.
Она замечает тень недовольства, мелькнувшую на лице наперсницы. Неужели из-за того, что она согласилась на просьбу художника? Ибо Людовик щедростью не отличается, и у королевы порой не хватает средств на оплату расходов - а ведь содержание двора стоит немалых денег.
Впрочем, поставщики, несмотря на это, не рискуют разрывать отношений со службами двора, ибо они своё возьмут, повысив цены за услуги для тех, кто к ним обратится, привлеченный тем обстоятельством, что их услугами пользуются высшие лица государства.
Графиня упоминает о ювелире, королева кивает: да, отличная идея. Высказанная вслух, она ничуть не противоречит, а лишь, напротив, подтверждает легенду. Королева боится только, что художник догадается, вспомнит о ходивших слухах, поймёт, кому на самом деле предназначался портрет. Сколь многим она рискует ради того, чтобы иметь хоть это малое утешение - портрет!
— Кажется, вы единственная, кто готов мне верить. - На грустное замечание Анне ответить нечего, только пожать плечами. Что же делать? Она в самом деле верит, хоть, возможно, не стоило бы так доверять после всего случившегося. Но состоявшийся между ними разговор в замке де Ла Фер многое расставил на свои места.
- Да, я вам верю, - подтверждает королева.
Графиня тем временем иронично замечает:
— Мадам, вы слишком уж добры.
- Как могла же я отказать ему в услуге после того, как он согласился оказать услугу нам? К тому же вы прелестны, мадам, а он чрезвычайно талантлив. Ваш портрет вызовет интерес, - отвечает Анна Австрийская. Можно было не сомневаться, что модель приобретёт известность, и наверняка найдутся желающие добиться дружбы. Она знала многих дам, которые посчитали бы честью подобное предложение. Они бы наверняка удивились словам графини.
Рубенс прерывает их тихий разговор. Увы, новости у него не самые хорошие: им придётся задержаться. Надежда только на то, что донья Эстефания сумеет прикрыть отсутствие королевы. В конце концов, Людовик редко её навещает, отчего бы сегодня ему изменить своему обыкновению?
Графиня, посмотрев в окно, подтверждает слова мужчины. Художник тем временем справедливо предполагает, что лишняя помощь ускорит расчистку дороги, и отправляется отдать приказание слуге.
Задержка им некстати. Даже тень сомнения не должна ни у кого возникнуть, но если она возвратится слишком поздно, скрыть сей милой прогулки не удастся. Анна де Бейль словно в воду глядит, озвучивая её мысли:
— Вы переживаете, мадам? Я надеюсь, мы задержимся ненадолго, до того, как донья Эстефания воплотит ваше распоряжение, не хотелось бы беспокоить вашу охрану.
Королева, протянув руку, принимает бокал из рук графини:
- Благодарю вас... Да, я волнуюсь, однако надеюсь, - уверенности в её голосе нет, но и беспокойства тоже, - что задержка не сыграет большой роли, если до сих пор известий не поступало.
Она делает медленный глоток, другой, смакуя вино.
В Лувре тем временем донья Эстефания в переживании ходила по пустым покоям королевы. Кардинал задержался у короля, о чём они говорили, никто не знает, однако Его Величество изволил интересоваться , где супруга. Приказа привести не поступало - видно, по завершении беседы собирается навестить королеву и не желает прийти и не обнаружить её, либо узнать, что королева по какой-нибудь причине "не готова принять". Очевидно, Людовик хочет лишить жену возможности уклониться от его визита, не дать отговориться под предлогом "внезапности", однако кто б знал, что именно это обстоятельство обернётся большой удачей!
Подозрительность короля давала шанс исправить всё прежде, чем обман обнаружится. Подменить Анну Австрийскую кем-либо нельзя, слишком опасно. Сказать, что Её Величество больна - король может пожелать узнать, в чём дело, навестить сам или отправить своего врача, да к тому же разозлится - мол, не желая видеть его, нарочно притворяется.
Итак, необходимо послать кого-то, кто доставит королеве известие, скажет: "Мадам, возвращайтесь скорее: король вас ищет, а кардинал, вероятно, настроил его против вас".
Кто-то верный, кто способен хранить тайну и кто вернёт Анну Австрийскую во дворец раньше, чем Людовик обнаружит пропажу жены.
Испанка изначально была против, но переубедить не сумела. Поздно причитать - время действовать.
Донья Эстефания тронула серебряный звонок, использующийся для вызова младших слуг. Полминуты спустя появился паж, поклонился и встал, ожидая приказаний: донья Эстефания была при дворе доверенным лицом Её Величества.
- Сеньор, - обратилась она по-испански к мальчику, - ступайте и найдите графа де Комменжа. Скажите, что дело важное.
- Сию минуту, сеньора, - отозвался паж тоже на испанском, вновь поклонился и исчез. Выйдя за дверь, он побежал первым делом к офицерам, несшим охрану покоев королевы. Однако в указанном ими месте г-на де Комменжа не оказалось. Сколько ещё пройдёт времени, прежде чем удастся разыскать господина графа? А если дело важное, нельзя ли передать поручение кому-нибудь другому из гвардейцев? Или попытаться снова вызнать, где искать капитана?
Мальчик остановился, огляделся кругом, раздумывая. Да, надо было найти кого-то из дворян свиты Её Величества! У них не имелось кордегардии, ибо они несли свою службу в покоях королевы и постоянно находились поблизости от неё, что отчасти осложняло дело: когда их присутствие не требовалось королеве, когда она не покидала стен дворца или отдыхала, гвардейцы Её Величества могли быть где угодно - разумеется, в пределах Лувра, дабы быть готовыми, если потребуются их услуги. Однако дворец слишком велик!
Он решил вернуться к приёмному залу, где почти наверняка мог встретить кого-нибудь. Он не успел осуществить своего намерения: От одной из огромных колонн, поддерживающих своды дворца и несущих на себе тяжесть стен, в его сторону направлялся молодой человек, которого юноша тотчас узнал! Тот самый бывший мушкетёр, недавно принятый в штат королевы! Паж, не теряя более времени, бросился к нему:
- Месье! Сеньор, простите!
Он едва успел затормозить, чтобы не сбить гвардейца с ног.
- Меня послала донья Эстефания. - И мальчишка в двух словах изложил всё дело.
- Только я пока искал... Не знаю, сколько времени прошло.
Паж боялся, не станут ли его ругать, однако существовала возможность, что, если господин гвардеец справится, то и его не за что бранить будет. А вот капитану, как он появится, всё-таки сообщить надо будет. Королева говорила, что необходимо ради безопасности извещать того, кто исполняет обязанности капитана и главы служб её дома, обо всём происходящем. Да и не переставали об этом напоминать и господин де Сувре, и старшие придворные дамы.
***
На картине, занимавшей большу́ю часть стены, была изображена Пресвятая Дева, в испуге отпрянувшая от явившегося к ней Архангела Гавриила. Одна рука её касалась книги - Библии, другой она словно бы пыталась заслониться. Архангел в виде прекрасного златовласого юноши, припав, возвещал ей Божью волю. А сверху, с небес, лился божественный свет и нисходил Дух Святой в виде голубя; маленькие ангелы летали над Девой, пели благословение.
Дева казалась такой настоящей, будто бы сошедшей со страниц священной книги, она в волнении внимала посланнику небес, на щеках её горел яркий румянец. Художник играл красками, создавая восхитительную мелодию цвета, сочетал огненные цвета - красный, оранжевый, золотой - с более "земными" - коричневым и синим.
Благовещение - радостная весть.
Как их порой не хватает...
Анна то останавливалась перед картинами, задумываясь о чём-то, то обращалась к хозяину дома и к своей подруге; она едва скрывала волнение: несмотря на то, что г-н Рубенс послал на подмогу своего слугу, ехать всё ещё было нельзя. Созерцание произведений искусства не приносило успокоения - лишь ненадолго сокращало минуты ожидания.
- Мадам, - обратилась Анна Австрийская к Анне де Бейль, - нам надо ехать верхом. Портшез двигается медленно. Нам выведут лошадей, мы обойдём повозку - ведь люди там пройти могут? - и попытаемся избегать слишком оживлённых улиц.
Других идей у неё не было.
Отредактировано Anne of Austria (2025-04-17 22:40:22)